Таксономия состоит из шести основных уровней:
Уровень | Описание | Примеры действий |
---|---|---|
1. Знание (Knowledge) | Запоминание и воспроизведение информации. | Перечислить, назвать, описать. |
2. Понимание (Comprehension) | Понимание значения информации. | Объяснить, интерпретировать, привести примеры. |
3. Применение (Application) | Применение знаний в новой ситуации. | Решить, использовать, продемонстрировать. |
4. Анализ (Analysis) | Разделение информации на части и выявление взаимосвязей. | Классифицировать, сравнить, выявить различия. |
5. Оценка (Evaluation) | Критическая оценка и обоснование решений. | Обосновать, оценить, защитить мнение. |
6. Создание (Creation) | Генерация новых идей и решений. | Разработать, спроектировать, изобрести. |
Запоминание и воспроизведение фактов, терминов и базовой информации.
Примеры:
Назвать столицу страны.
Перечислить основные элементы клетки.
Понимание информации и объяснение ее своими словами.
Примеры:
Объяснить смысл рассказа.
Перевести текст с одного языка на другой.
Применение знаний в новой ситуации.
Примеры:
Решить математическую задачу с использованием формулы.
Применить правила грамматики в письменной работе.
Разделение информации на части, выявление структуры и взаимосвязей.
Примеры:
Разделить текст на основные части.
Определить причины и следствия исторического события.
Критическая оценка информации и вынесение суждений.
Примеры:
Оценить аргументы в дискуссии.
Сравнить эффективность двух методов решения задачи.
Генерация новых идей, решений и подходов.
Примеры:
Написать эссе на новую тему.
Создать план маркетинговой кампании.
Ситуация | Действие (уровень) |
---|---|
Учащийся запоминает таблицу умножения | Знание |
Учащийся объясняет, как работает фотосинтез | Понимание |
Учащийся использует формулу для решения задачи | Применение |
Учащийся анализирует причины войны | Анализ |
Учащийся оценивает достоверность информации в статье | Оценка |
Учащийся разрабатывает план эксперимента | Создание |
✅ Помогает преподавателям разрабатывать учебные программы и оценивать уровень усвоения материала.
✅ Служит основой для создания тестов и контрольных работ.
✅ Развивает критическое и творческое мышление учащихся.
✅ Помогает учащимся осознанно управлять своим обучением и отслеживать прогресс.
На этапе планирования урока:
Убедитесь, что задания охватывают все уровни таксономии.
На этапе преподавания:
Начинайте с базовых уровней (знание и понимание).
Постепенно переходите к более сложным уровням (оценка и создание).
На этапе оценки:
Используйте задания и вопросы разного уровня сложности.
Таксономия Блума позволяет структурировать процесс обучения, помогает учащимся развивать как базовые навыки (запоминание и понимание), так и более сложные способности (анализ, оценка, создание). Сбалансированное использование всех уровней делает обучение более глубоким и результативным.
Примечание: Вся информация, представленная на сайте, является неофициальной. Получить официальную информацию можно с сайтов соответствующих государственных организаций